Царицыно

37c5a4c4a116e94a598e25f16bbe3816

На юге столицы раскинулся музей-заповедник «Царицыно». В 2007 году была окончательно завершена его реставрация. На территории императорской резиденции Екатерины II располагаются Большой и Малые дворцы, Хлебный и Оперный дома, беседки, открытые павильоны, кавалерийские корпуса, действующий храм, оранжереи и арки, фигурные мосты. Прогуливаясь по живописному парку, каждый может насладиться чудными пейзажами: музыкальный фонтан, постройки в псевдоготическом стиле и каскады прудов. Все это с каждым годом привлекает большое количество посетителей. В заповеднике Москвы регулярно проходят выставки и концерты, экскурсии. Здесь же можно организовать свадебные торжества и корпоративные праздники.

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова. Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

 

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы — одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам. В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время [с начала строительства усадьбы] Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.

 

Tags: ЮАО

Back to Top